Вища освіта – розкіш для українця? роздуми юриста
Сегодня, вместе с вами, хочу проанализировать отдельные нормы проекта закона «Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення освітньої діяльності у сфері вищої освіти» № 2299.

Проект недавно был принят в первом чтении, но пройти под куполом во втором чтении, к счастью, не смог и его рассмотрение было перенесено.

Я был неприятно удивлен, нет, не качеством проекта, а теми откровенно негативными вещами, которыми изобилует проект.

Мое недоумение разделили юристы Главного юридического управления Аппарата парламента, которые изложили свои замечания на нескольких страницах.

Так что же именно вызывает самую острую критику?

Во-первых, редакция статьи 4 Закона Украины «О высшем образовании», которая предполагает, что «2. Іноземці та особи без громадянства, у тому числі закордонні українці, які постійно проживають в Україні, особи, яких визнано біженцями, та особи, які потребують додаткового захисту, мають право на здобуття вищої освіти нарівні з громадянами України, у тому числі за рахунок коштів державного та місцевого бюджету».

Следовательно, и без того нищенский образовательный бюджет должен будет нести нагрузку, а иностранцы будут получать образование за счет простых украинцев. Это в то время, когда тысячи граждан, в том числе из отдаленных сел не имеют серьезных шансов на получение качественного и при этом бесплатного высшего образования.

Очень большие вопросы вызывает необходимость платить за «заграничных украинцев, которые постоянно проживают в Украине». Речь не идет о языковом образовании, а в целом о получении полного высшего образования.

Таким образом, вместо того, что бы препятствовать оттоку молодежи, ее талантов за границу, депутаты решили направить бюджетные средства на образование иностранцев, без какой-либо привязки к их интеллектуальной или культурной ценности для нашего государства или отдельных отраслей экономики. Немаловажно, что за счет обучения иностранцев, украинские высшие учебные заведения традиционно получали нормальную выручку.

Во-вторых, изюминка проекта, по моему мнению, в новой редакции статьи 6: «Рішення про присудження ступеня вищої освіти та присвоєння відповідної кваліфікації скасовується закладом вищої освіти у разі виявлення фактів порушення здобувачем вищої освіти академічної доброчесності, зокрема, наявності у кваліфікаційній роботі академічного плагіату, фабрикації, фальсифікації, у порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України».

Теперь в любой момент, когда бы лицо не закончило высшее учебное заведение, его на раз два можно будет лишить диплома. И не имеет значение, когда ты его получил, месяц назад или 20 лет. Основание для этого является аморфное и субъективное понятие «академической добропорядочности». Если понятие «плагиат» более-менее понятно, то что понимается под фабрикацией и фальсификацией? Вы чувствуете размах вопроса? Студент сфальсифицировал свой диплом. При украинском уровне образовательного процесса, сколько таких «сфабрикованных» дипломов«? Вместо того, что бы улучшать качество процесса, кто то решил применять кнут.

Однако, как адвокат, практикующий в сфере уголовного процесса, вижу другой, не педагогический аспект проблемы. Чисто криминальный. Наличие диплома это обязательное квалификационное требование для занятия должности в государственном секторе, правоохранительной системе, оценщиками, даже топ-менеджментом бизнеса и т.д.

Теперь сбить с должности любого высокопоставленного чиновника, любого неугодного следователя или прокурора, и даже принципиального адвоката, можно очень просто — путем отмены их диплома о высшем образовании. Порядок, как это сделать законно, унормирует Кабинет министров Украины.

Прогнозирую, процесс лишения оппонента диплома, не будет доступен абсолютно всем, но имея знакомства и финансовые ресурсы, а то и просто политическую волю, такая форма борьбы может стать изысканной формой мести.

Чисто практический вопрос, который решится только в ходе формирования судебной практики. А что будет, например, со сделками удостоверенными нотариусом, которого лишат диплома?

А если кто-либо разместит материалы диплома как свои, задним числом, на каком-то сайте? Будем считать плагиатом и лишим человека диплома? Разбираться конечно будут потом… Право дать пояснения, закон не предусматривает, как и право обжаловать решение, кроме суда в министерство.

В-третьих, новой редакцией статьи 29 выхолащивается статус национальных университетов, и полностью ликвидируются вся их автономность. Вдумайтесь, вместо того, что бы вернуть науку в университеты, сделать их центрами передовых достижений, статус национального будет просто почетным. Вместо этого акцент ставят на «исследовательских» институтах.

При этом в обособленных подразделениях ВУЗов бюджетных мест больше не будет, плохо это или нет, покажет время, но тысячи ребят не смогут получить бесплатное образование, это факт.

Приятно конечно, что ко второму чтению вернули норму о минимальных преференциях для активной молодежи — победителей предметных Всеукраинских олимпиад. А вот победители Малой академии наук не интересует депутатов.

Комитет по вопросам образования три раза настойчиво направлял проект закона на юридическую экспертизу в аппарат парламента (такая обязанность пока есть в Регламенте), ничего не меняя по сути, но так и не смог заставить юристов игнорировать доводы права и логики.

Автор: Олег Бабич

Автор

Удовенко Олександр